Маэстро Рейн Раннап в Москве

Спустя почти два десятилетия Рейн Раннап снова выступил в Москве.

P1330954_12 октября в Посольстве Эстонии в Москве выступил с концертом известный эстонский музыкант Рейн Раннап. Вейкко Кала, советник-посланник Посольства Эстонии в Москве, выразил слова благодарности и высоко оценил музыкальное искусство маэстро: «К Рейну Раннапу в Эстонии всегда особое отношение, но для меня основным ключевом словом в отношении его музыки является слово «полет». Это одновременно и название созданного в 1971 г. мультипликационного фильма, музыку к которому написал маэстро. И этот «полёт» сегодня, на мой взгляд, состоялся».

В искусной обработке Рейна Раннапа прозвучали известные классические произведения: пьеса Сен-Санса «Лебедь», «Бахиссимо», включившее несколько произведений Баха, фортепианная пьеса «К Элизе» Бетховена, «Болеро» Равеля, «Аве Мария» Шуберта, «Полет шмеля» Римского-Корсакова. Но более всего поразила музыка его собственного сочинения, удивительно проникновенная и поэтичная: «Танцуя на фортепиано», «Падающий снег», «Распускающиеся цветки вишни» и концертный этюд «Улыбка» – произведения огромного импульса могущественной стихии музыки, которой Рейн Раннап ловко управляет. Блестящие импровизации, энергетические флюиды, исключительные эмоции, необузданная страсть и действие, сочетающиеся с мягкими переливами, характеризуют виртуозное исполнение Рейном Раннапом музыкальных произведений. Слушатель ощущает жажду музыкальных объятий и бесконечную самоотдачу человека, поражающего своим неподражаемым характером игры и целым спектром извлекаемых из инструмента звуков, в музыкальном мире маэстро царят гармония и индивидуальность.

Одна из гостей вечера так прокомментировала выступление Рейна Раннапа: «Пока звучала музыка, нам ясно представлялись самые разные картины, например, дрожащее и слегка тревожное движение снежных хлопьев, которые скоро растают, но пока позволяют нам насладиться красотой снегопада, этого неотъемлемого представителя зимнего сезона. На смену зиме приходит весна с ее всепоглощающим возрождением природы, обновлением жизненного цикла – это нежная композиция «Распускающиеся цветки вишни». Легко исполнялся этюд «Улыбка», а иначе и не может быть, потому что в мире человеческих взаимоотношений так важна искренность и открытость, радушие и сияющие глаза, единение интересов и общность стремлений!»

Выступление Рейна Раннапа вызвало бурные овации и крики «браво». Давайте узнаем у него, в чем же секрет такого успеха?

– Рейн, как получилось, что вы выбрали для себя призвание музыканта?

Я родился в Таллинне в семье профессиональных музыкантов. Мой отец был дирижером и педагогом, а мама – концертная скрипачка. Все репетиции для концертов тогда проводились у нас дома, и я всегда с интересом слушал и знал всех музыкантов. Говорят, что важным является и тот факт, чем занимается мать, когда носит ребенка. Так что музыка окружала меня еще до моего рождения. И для меня никогда не было другого интереса в жизни, чем желание стать музыкантом, в этом просто не было сомнений.

– Кем вы мечтали стать – пианистом или композитором?

Ещё с раннего детства я знал, что хочу быть и пианистом, и композитором. Играя, я одновременно развивался и как композитор. Нет специальных знаний для композитора, потому что это понятие объединяет в себе все вопросы музыкальной сферы, и их надо знать.

– Где получили образование? С чего начиналось ваше творчество?

В консерватории Таллинна я получил образование пианиста, а в период 1977-79 гг. продолжил обучение в Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского в качестве ассистента-стажера (класс профессора Л.Наумова). Потом учился в университете Южной Калифорнии, получив там степень доктора музыкальной композиции. За все это время я приобрел хороший опыт, для меня происходило постепенное, но уверенное становление. Кульминацией стал 1986 год, когда я участвовал в концертах в России, в Москве.

– В каком возрасте было написано первое произведение?

Первое произведение я написал еще до школы. Листок с нотами сохранился, причем ноты я записал правильно, а в названии произведения «Несчастье» умудрился тогда сделать две грамматических ошибки. Так что нотный язык я изучил гораздо раньше.

– Когда состоялся Ваш дебют?

Родители рассказывали, что, будучи еще совсем маленьким, я много пел. И едва доставая до рояля, пытался повторять услышанные произведения, наигрывал что-то сочиненное мной лично, даже придумывал названия, и уже тогда стремился выступать перед музыкантами, что приходили к нам в дом. Это и был мой первый дебют. А далее в возрасте 5-6 лет, учась в музыкальной школе, я выступал постоянно.

– Какие направления музыкального искусства охватывает Ваше творчество? Что для Вас интересно?

Я с детства всегда писал мелодичную музыку – чистую, ясную, эмоциональную мелодию. Вначале я не понимал разницы между музыкальными жанрами, но однажды услышал джаз, и был им покорен, начал экспериментировать в своих произведениях, потом был рок… В 1971 г. организовал рок-группу «Руя» (Ruja), когда вволю играл только свою музыку, имея возможность свободно самовыражаться. Сейчас я пишу и легкую, и серьезную музыку, а также занимаюсь обработкой, т.е. соединяю привнесенное новое качество своей музыки с основой произведений мировых классиков, я словно использую их «цитаты». Моя музыка – это среднее между классической и популярной музыкой, но она не относится ни к какому конкретному жанру.

– Пишите ли Вы музыку для детей?

Да, мне доставляет большое удовольствие писать для детей песни и даже фортепианные пьесы. Мой стиль несколько наивен, поэтому он хорошо воспринимается детьми.

– В чем сильные стороны Вашего творчества?

Важным аспектом в творчестве любого артиста является его контакт с публикой. Изначально я пытался искать ответ на вопрос, как стать ближе к публике. Мое подсознание всегда об этом помнило. Посещая концерты, я садился в первом ряду, внимательно слушал и пытался понять хитрость искусства взаимодействия со слушателями, ощущая на себе влияние мощной энергии и вибрации. Сейчас, когда я играю, то интуитивно устанавливаю невидимую связь с публикой и чувствую, какую энергию восприятия моего исполнения отдают мне слушатели, но при этом я получаю одновременно и идеи, в зависимости от которых могу импровизировать в ходе концерта. Конечно, много зависит и от настройки инструмента, и от помещения, но главным, конечно, являются люди с их живым интересом к необыкновенному миру музыки.P1340019_2

Следующая наша встреча с маэстро произошла в день его рождения 6 октября в Московском Доме Композиторов на замечательном музыкальном вечере, состоявшемся в рамках XIII Международного Музыкального Фестиваля «Времена года» – «Музыка стран Балтии и России» (29 сентября по 7 октября 2014 г.). P1340024_2Фестиваль объединил российских музыкантов и гостей из Эстонии, Литвы и Латвии, выступивших в едином альянсе с камерным оркестром «Времена года» (художественный руководитель – Заслуженный артист России, дирижер Владислав Булахов) и солистами Москонцерта. В этот вечер звучали произведения Рейна Раннапа и Пеэтера Вяхи (Эстония), Анатолиюса Шендероваса и Альгирдаса Мартинайтиса (Литва), Яна Сибелиуса (Финляндия). Совместно с оркестром «Времена года» Рейн Раннап сыграл свой концерт для фортепиано и оркестра. Его музыка поражала фейерверком чувств и позитивной энергетики, еще раз доказывая, что Эстония – страна богатых музыкальных традиций, отзывающихся в сердце каждого ее жителя.

Он творит музыку, низвергающуюся водопадом, устремляющуюся вперед речным потоком, переливающуюся радугой красок и оттенков, делающих восприятие этой музыки как единого целого с нашей жизнью, такой многогранной и непостижимой. P1340033_2

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *