На пересечение границы Куничина гора-Койдула потратили не более часа с учётом проверки паспортов нашей группы из 9 человек и багажа, где немного постояли в небольшой, порядка 10 машин, очереди. Это время можно было использовать для сна, что каждый из нас и делал в процессе дальнейших переездов.
Нас уже заждались на одном из хуторов Сетумаа (земли народа Сету, расположенные в юго-восточной Эстонии и северо-западной России) и встречали вкусной едой, типичной для сетуков, и подношением рюмочки горячительного местного напитка, по запаху, напоминающего спирт. Хозяйка по имени Риека с радушием нас потчевала. Кто-то сразу заинтересовался супом Suulliim, представляющим смесь свежего и солёного огурца, битой капусты, помидоров, зелёного лука и небольшого количества чеснока для аромата на основе кисло-молочного продукта. Мне больше понравилась каша, приготовленная из толчёной картошки и перловки с добавлением копчёного бекона. По вкусу блюдо напоминало гороховый суп, только густой. Не обошлось и без добавки. На десерт все лакомились густым киселем с сухофруктами, сдобренным порцией взбитых сливок.
После сытного обеда все вышли прогуляться по территории хутора, а Риека рассказала нам об одной из забав мужчин сету. На праздник катались яйца, и едва ли кто-нибудь мог оторваться от игры, для которой был подготовлен специальный двусторонний неглубокий желоб из песка. Изначально пущенное вправо или влево со специальной покатой дощечки яйцо должно ударяться следующим, только никто не знал, в какую сторону будет двигаться вслед пущенное яйцо, да и далеко не всегда яйца сталкивались, добираясь друг до друга, поэтому игра затягивалась, а сколько при этом было переведено яиц!!!
Некоторые прошли обряд посвящения и приняли участие в кийкинге (в переводе с эстонского «kiik» означает «качание»), целью которого является полный оборот или «солнышко». Но сейчас решили обойтись без экстрима, как-нибудь в другой раз. А в хозяйском доме осмотрели и другие помещения, светлые и уютные, где повсюду – тканые коврики на полу и стенах, полотенца и скатерти с красивым вышитым вручную узором. И не могли мы пройти мимо книги отзывов гостей этого дома, что лежала на столе у маленького оконца. Слова благодарности и неподдельного интереса были искренними.
После трапезы и развлечений заехали в Сетуский дом-музей Обиницы, где нам рассказали о жизни и традициях сетуков, которых в летописях называли чудью. Хутор, где проживают сетуки, представляет двор с постройками, окружённый воротами с забором, являясь в некотором роде укреплением. Более всего нам понравилось украшение-брошь, что носили на груди местные женщины. Посетили цяссон (часовню), которую строили почти в каждой деревеньке сетуков. Это совсем небольшие и невысокие деревянные строения с крестом на крыше. В этой часовне было немного икон, в том числе икона святого Григория Паламы, архиепископа Салоник (а церковь по имени святого в Салониках очень красива). Наряду с православием у сетуков существует и элемент язычества в виде поклонения богу плодородия Пеко, фигурка которого обязательно хранилась в каждом доме. Ежегодно в Сетумаа проходит один из главных праздников — праздник Королевства Сету, когда в первую субботу августа на весь следующий год избирается новый Король Сету, являющийся в некотором роде преемником бога Пеко.
В завершении заехали на холм, где установлена высокая обращённая в сторону живописного озера каменная фигура «Матери песни» (Lauluima) в память сказительницы-песенницы. Рядом — несколько памятных камней с именами и датами жизни наиболее почитаемых сетуских песенниц, причём все они практически долгожительницы! Запевала, импровизируя, поёт-выговаривает строчки песни, повторяемые хором. Это Леэло (Leelo) — череда распевов, стихотворный слог песни. Самые известные сказительницы могут спеть 10 000-20 000 леэло, запевают в основном женщины. Сетуское леэло включено в список культурного наследия ЮНЕСКО, а сетуки и по сей день не забывают своего языка, обычаев, народных костюмов и умеют готовить особые блюда.
Природа Сетумаа очень красивая, полная загадочной поэзии. Сосновые леса сменяются холмами, перемежающимися естественными системами озёр, болот и искусственных водоёмов. Lauluima с высоты холма смотрит в сторону красивого озера, у берегов которого склонила голову одинокая лошадь, и снова, и снова пытается запевать леэло… а ей вторят сотни голосов….. о природе, весне и любви, обо всём, что есть в нашей жизни радостного и печального… Мы простились с Сетумаа, а кое-кто всё же надеется вернуться.
май 2011 г.