Когда-то здесь, как и на месте современного Таллинна, было древнее городище, которое не единожды упоминается уже в XIII в. Это и древнее городище Тарванпе (или Тарванпеа, что переводится как «голова быка»), и крепость с немецким названием Везенберг, а в русских летописях это Раковор. Существование крепости, имевшей в своей дальнейшей истории много завоеваний, создало предпосылки заселения её и прилегающей территории. Статус города, в котором сейчас есть свой профессиональный театр, Раквере получил в 1302 г. «Vere» — вторая часть в названии города переводится с эстонского как «кровь». В Эстонии есть немало городов и прочих поселений, в названиях которых присутствует такое слово, означающее, что в них велись сражения, проливалась кровь. Замок находился во владении Ливонского ордена, Речи Посполитой, Швеции, побывали здесь и войска Ивана Грозного, а во время сражений в период Ливонской войны особо прославился командующий шведской армией Понтус Делагарди, получивший странное прозвище Понтус-сдиратель кож, о чём сложена легенда. В результате многочисленных боёв замок был основательно разрушен, но в настоящее время он представляет и живописные руины, и восстановленные помещения. А главный принцип сохранения древнего наследия – не реставрация, а консервация.
Смотрите, на холме Валлимяги (Vallimägi) уезда Lääne-Virumaa (Ляэне-Вирумаа), окутанный загадочной аурой, казалось бы, скучает одинокий орденский замок, охраняемый от врагов мощным первобытным быком. Но подождите, не торопитесь с выводами, первое впечатление может быть обманчиво. Как только пройдёте сквозь ворота замка, произойдёт смена времён, и вы попадёте в атмосферу города, сохранившего дух средневековья. Это неожиданное для вас открытие наступит так стремительно, что вы забудете о том, что происходит вне стен крепости, а встречающий вас гид в средневековом костюме поможет сориентироваться в пространстве и времени.
Часто в информационных источниках используется понятие «тарвас» — сказочное животное эстонской мифологии, древнее название быка, буйвола, тура. Размах рогов, по свидетельству большинства информационных источников, составляет порядка 3 м. Сама бронзовая скульптура размерами 9*4*4,2 м, установленная к 700-летию города, – это работа эстонского скульптора Тауно Кангро, мастерская которого находится в Таллинне на улице Uus 20.
Зимние зарисовки. Наша группа едет в тёплом комфортабельном автобусе, и чем дальше уезжаем от Таллинна, тем больше за окном падает маленьких снежинок, а на полях снег едва прикрывает землю, где проглядывает сухая, а местами ещё зелёная трава. Наш гид ведёт интересное повествование об Эстонии и, конечно, о Раквере. Здесь, на расстоянии 98 км от столицы Эстонии вовсю господствовала зима, замок стоял в тишине, укутанный снегом, и по-прежнему казался одиноким серым средневековым сооружением, где когда-то кипела жизнь. Вокруг – пустынно-снежный холмистый пейзаж. А огромный бык продолжает охранять подступы к замку, глядя с холма вдаль, только сфотографировать его снизу зимой сложнее, потому что можно легко поскользнуться и скатиться с заснеженного холма. Совсем другое дело сделать это, когда земля покрывается зеленью молодой травы, а в кадр попадают травинки, начинающие своё раннее цветение. А чем ближе подходили к воротам, тем отчётливее заметна слева стройная вытянутая ввысь башня церкви Святой Троицы.
Пребывание в замке – поистине увлекательное занятие, т.к. здесь находится выставка оружия, в том числе различных мечей, средневековая камера пыток, площадка для стрельбы из лука и мушкета, а ваши сопровождающие могут так обыграть ту или иную сценку, что диву даёшься и полностью проникаешься действом. Такие забавы помогают почувствовать дух Средних веков и хоть немного узнать об укладе жизни обитателей замка в то время.
Например, есть такая забава, где вам могут проверить состояние здоровья. А для этого приходится проходить процедуру кровопускания, которая со стороны может показаться варварской, потому что используется сомнительной чистоты нож, лезвие которого скользит по запястью. Выглядит это очень правдоподобно!
И вот, находясь в Раквере, когда листья на деревьях ещё не распустились, но было почти по-летнему тепло, мы, одетые в плащи рыцарей, сражались на мечах и стреляли из лука, и долго потом по дороге спорили, кто из нас делает это лучше. Войдя в образ, осмотрели кузницу и покормили рыцарских коней. Необычно было покататься на верёвочных каруселях, представляющих лишь столб и прочную верёвку, держась за которую, разогнавшись, надо отталкиваться ногами от земли и, поджав их, крутиться вокруг, зажмурив глаза.
Зимние зарисовки. Стоило только войти на территорию замка через старые ворота, нас сразу заинтересовали длинные копья, которыми можно было наносить удар. Желающих повеселиться было много и среди детей, и среди взрослых. Кто-то с азартом брал копьё и под восторженные крики ударял в щит неприятеля, уворачиваясь при этом от тяжёлого мешка с песком, летящего вслед. Понравилось опасное прохождение между качающимися как маятник предметами, но все, кто рискнул, успешно прошли испытания. На небольшой горке дымился костёр, у которого особо замёрзшие путники могли погреться и представить в воображении зажаренного на вертеле зверя, добытого в охоте в окрестных лесах. Мы пили глинтвейн и наблюдали выстрел из пушки. Не обошлось без экскурсии в камеру пыток, а затем самых отважных провели «тропой ада», где в темноте на каждом шагу нас пугали разные страшилки: вдруг кто-то хватал за ноги, неожиданно раздавался холодящий душу смех, а ты проваливался при этом куда-то немного вниз, а вытянув руку в надежде нащупать стену, ощущал ладонью нечто вязкое и холодное. Наш средневековый сопровождающий рассказал об основных исторических вехах замка и Эстонии, что наглядно представлено на соответствующих картах и видно, как границы территорий менялись из века в век. Познавателен был рассказ о древних мечах и их отличиях. Собрав далее всех в небольшом помещении, он показал, как готовится порох, привлёк при этом к процессу приготовления самых интересующихся и позже на улице проверил полученный порошок в действии. Необычно было попробовать написать гусиным пером, скрипя по плотной бумаге. Приключения в Раквере закончились чрезвычайно душевной трапезой из салата, мяса с рисом и вкусного яблочного пирога на десерт, а когда мы покидали стены некогда древнего городища, нам вслед смотрел из своего укрытия козёл, так сурово защищавший ворота замка весной, когда он вольготно гулял за его пределами.
Путешествия в Раквере в сезон снежного господства и майской зарождающейся в природе жизни были удивительными, и мне было интересно сопоставить эти поездки, в каждой из которых есть свои открытия и преимущества. В какое время года не находилась бы я в замке, уезжать не хотелось, потому что, окунувшись в средневековье с элементами детских и далеко не детских забав, была полностью поглощена ими и забывала, что происходит за его стенами. Знаю, что многие чувствовали также.