Картина, как и книга, может однажды привлечь и
остаться твоей – в реалии или в запомнившемся образе.
Персональная выставка художницы Алёны Филипповой-Каргальской «В поисках потерянного рая» прошла в июне в НТО на Моховой, 10 и покорила посетителей галереи разнообразием представленных сюжетов.
Сама художница так прокомментировала название выставки: «В название вложен глубокий философский смысл – поиск того уникального состояния души, которое сокрыто в каждом человеке и нуждается в воскресении. Картина “Спящий ангел” является визитной карточкой выставки. Но ангел не заснул, как мы обычно это понимаем, а лишь на время задремал, чтобы возродиться с новыми силами к лучшим своим деяниям, как душа, которая неустанно стремится к доброте».
Все работы очень реалистичны, но им присуще особое видение, которое так необходимо любому творческому человеку, – поиск себя и окончательное формирование стиля и даже образа мышления. Художница вкладывает в свои картины восторг от увиденного в далёких городах, подсмотренного на московских улочках и во двориках, пронизанных светом, как и все её работы, в цветах и самых обыкновенных предметах, затерявшихся в дебрях истории своих владельцев. И такие чувства и ощущения особенно важны для художницы! Она неустанно ищет их и делится ими с людьми, передавая им своё необычное настроение и то найденное состояние души, при котором ты чувствуешь себя счастливым.
Алёна, как Вы пришли к пониманию, что живопись – это Ваша стезя?
Алёна: Увлечение живописью началось с изучения литературы по живописи. Ещё с детства я верила, что есть некое предназначение, но разве могла я в ту пору чётко сформулировать своё будущее призвание? Я осознавала, что моя вера направлена в нужное русло. Главное для любого человека, как мне кажется, чётко сформулировать вопрос, посыл, а ответ придёт в нужное время. И я ни минуты не сомневалась в неожиданно пришедшем ответе, в сделанном выборе. Ответ был однозначным: «Я хочу быть художником». В этот же день была написана первая картина.
Алёна, как проходил процесс Вашего образования и обретения себя?
Алёна: Сначала я посещала курсы живописи, потом в течение пяти лет училась в мастерской Владимира Кирилловича Петрова-Кириллова, профессора Академии славянской культуры. В процессе учебы были и тяжёлые моменты, когда я не понимала, какому стилю я хотела бы следовать, поэтому искала, перебирала разные способы и методы. Мне хотелось использовать много краски, накладывая её толстым слоем, чтобы холст излучал энергию и делал изображение выразительным. И мой преподаватель всегда поддерживал меня в экспериментах по поиску своего направления, корректируя и разбирая ошибки в моих трудах.
Алёна, расскажите о представленных здесь работах. С чего начинается и как создаётся та или иная серия, что этому предшествует?
Алёна: Я регулярно уделяю внимание занятиям йогой и духовными практиками, что очень помогает в самоорганизации в ходе работы и исполнении роли созерцателя в тот момент, когда задумывается сюжет, – это позволяет разделять то, что я видеть не хочу (не моё), и видеть то, что радует. Я люблю гулять и фотографировать Москву, рассматривая мир её улиц, домов, парков в верхней плоскости, – там, где больше света, который я потом переношу на холст. Этой теме посвящена серия картин «Москва», и это не парадные виды, так часто изображаемые художниками, а композиции переулков Китай-города, воспроизведённые по фотографиям. Я, как коллекционер, собираю по крупицам находки, которые потом находят воплощение в картинах.
Мне показалось, что картины «Весеннее настроение» и «Цвет солнца» из серии «Цветы» согреты солнцем, дающим жизнь всему живому, и полнота жизни так искрится в этих работах!
Алёна: Серия «Цветы» очень большая тема. На этих работах наружу вырвался свет, а ранние картины не имеют такой ярко выраженной солнечной тенденции. Эти цветы – моё познание мира через природу. Я использую возможности макросъёмки, чтобы зафиксировать все особенности цветка – от структуры его лепестков до аромата этого чудесного создания природы, и впоследствии переложить на холст.
Алёна, Вы обращаете наше внимание на простые, но очаровательные места с нестандартной, не приевшейся красотой, которую не каждый заметит, и на события с физическим ощущением их как таковых. И в этом – ценность Ваших работ, Вашего стремления донести до нас эту информацию…
Алёна: О событии или ситуации могу рассказать на примере картины «Рождественская история», которая и стала живописным отражением конкретной ситуации и её восприятия. Я сидела у окна в вечернем кафе в канун Рождества и размышляла, улавливая вибрации тончайших нитей человеческой природы, мира вокруг нас. Прислушивалась к себе и находила им отклик внутри себя, понимая, что ценна любая минутка, позволяющая открыть самое лучшее в себе, когда состояние души в этот момент такое, что впору назвать это чудом. И мне очень хочется, чтобы и Вы открыли в себе такое чудо, и это обязательно произойдёт!
Алёна, как рождается картина? Что Вы чувствуете, когда начинаете или заканчиваете работать? И что важно потом, когда работа уже выставлена?
Алёна: Я постоянно чувствую неутихающую жажду писать, перебираю сюжеты, которые во мне живут и требуют воплощения. Сначала эта радость предвкушения начала работы, потом этап выбора темы и образов, которые в конкретный момент будут отражены на холсте. Важно сосредоточиться и думать только о работе и в процессе неё держать свой мир в гармонии, чтобы ничто стороннее не спугнуло своим шорохом чистоту отражённой в картине мысли. Когда близок финал, то начинается эйфория, т. к. ты уже знаешь о своей ещё не законченной работе всё, даже цветовую гамму используемых красок. Какое счастье, когда получается то, что задумал! Реализованный творческий порыв – это высшее наслаждение, когда необыкновенное внутреннее состояние энергетическим потоком выплёскивается на холст и потом отражается на людях, любующихся картинами. Поэтому так важна для меня обратная связь с людьми, посещающими мою выставку. Мне интересно говорить с ними, наблюдать за их восприятием и выбором для себя понравившейся работы.
Какую технику живописи Вы используете, и в какой срок может быть написана картина?
Алёна: Я пишу маслом, а технология работы мастихином не позволяет писать картину за короткий срок – это кропотливая работа со слоями, которые должны просохнуть. Конечно, хочется писать картины быстрее, чтобы больше реализовывать идей. Любая работа требует значительных затрат душевных сил и энергии, но, как правило, силы быстро восстанавливаются, и снова начинается новый этап, причём в усиленном темпе, чему я всегда радуюсь.
Алёна, на выставке представлены работы «Сан-Мондрие», «Сан-Мондрие после дождя», глядя на которые ловишь себя на мысли, что хочется оказаться в том месте, оценив всю красоту своими глазами. Как получились такие притягательные работы?
Алёна: Во время моего путешествия по югу Франции возникла серия «Каникулы в Сан-Мондрие». Я обратила внимание на дома, очень живописные, и поняла, что должна воссоздать запомнившиеся образы. Это был порыв для начала новой серии, передающей очарование милых сердцу домиков и их лиц-фасадов, отраженных в воде, которая впитывает всё, что с ней соприкасается. Вода выбрана не случайно, т. к. она неразрывно связана с жизнью города или отдельно взятым изображённым объектом, местом. Вода – часть пейзажа, соединённая с окружающим пространством и отдельно не существующая.
Алёна, нельзя не отметить, что Вы успешно передали морскую тематику в своих работах. Мне очень понравились работы «Солнце в парусах», «Направление» и «Голубые паруса». Что в них для Вас важно?
Алёна: Эти работы появились не случайно. Во Франции мне довелось наблюдать потрясающее зрелище – морскую регату, когда, несмотря на пасмурную погоду, яхтсмены подчиняли себе волнующееся море. Так отрадно было наблюдать за сильными духом людьми, восхищающими нас своими целями и неиссякаемой энергетикой профессионалами, когда надо ловить ветер и соревноваться, не забывая про командный дух. Я думаю, что я буду писать эту серию и далее.
Алёна, какие ещё серии картин Вы создаёте и хотели бы продолжить писать?
Алёна: Надо упомянуть серию «Чердачный натюрморт», когда я собирала предметы с элементами старины, со своей историей, такие как старый чайник в одноимённой работе. Есть и натюрморты: «Лилии на окне», «Натюрморт с нарциссами», «Ромашки в зелёном ведре», «Пасхальный натюрморт». Всё это мне по-прежнему интересно. Но особенно важно упомянуть недавно начатую серию «Ангелы». Картину «Спящий ангел» Вы уже видели. Ещё одна работа этой серии – «Ангел в терновом венке». Один арт-критик назвал её глубокой и чувственной, рекомендуя продолжать эту серию и считая, что творение ангелов раскрывает какую-то невидимую сущность непознанного мира.
Среди многих работ – «Белый город», картина о городе Ия, что на греческом острове Санторини, который хочется воспевать. Чем Вас привлёк этот город?
Алёна: Мне посчастливилось отдыхать на Санторини, и город Ия (местные жители также называют его Ойя) произвёл на меня настолько глубокое впечатление, что я попросту влюбилась в это место и решила писать о нём для вас. Исхожен каждый уголок, сделаны многочисленные фотографии. Я хотела передать свет и добро голубоглазых церквей, что дарит город всем посетившим его.
Как Вы считаете, существуют ли понятия «муза» и «вдохновение», о которых всегда так часто говорят представители творческих профессий?
Алёна: Мне кажется, это понятие преувеличено. Можно самостоятельно создать такую атмосферу, когда захочется творить, – надо только настроиться. Я не преувеличу, если скажу, что это труд, когда ты с самого утра задаёшь себе цель, делая выбор из имеющихся многочисленных задумок, и делаешь зарисовки в своём воображении. Настроение приходит во время работы, потому что, влившись в процесс, ты уже не сможешь думать ни о чём другом, кроме картины и цветовых оттенков. Таким образом, погружение в тему обеспечивает появление образа. Порой при выборе темы (серии) руководствуешься не только настроением, но даже сезоном. Например, зимой хочется вспоминать летние прогулки, море, цветы – их и пишешь. Мне всё время хочется писать, и это ни с чем не сравнимое счастье.