В 2011 году, когда избранный культурной столицей Таллинн блистал во всей красе, мне довелось впервые познакомиться с прекрасным четырёхмачтовым парусником «Крузенштерн». С раннего утра я спешила к нему и уже чувствовала, что он станет мне дорог. Словно с ним, сопротивляющимся ветру, я ассоциировала свою жизнь, стремясь в мечтах в море – к бурям и штилям, хотя наша жизнь и так из них состоит.
И сейчас он, такой необыкновенный, поманил меня, впереди уже маячила долгожданная встреча в Эстонии на празднике Морских дней, полных новых впечатлений, встреч и знаний. Самым желанным было – снова подняться на борт, восхищаясь благородностью парусов и отдавая дань уважения трудолюбию всех на нём идущих и ищущих.
Барк же, имеющий почти вековую историю и столько пройденных миль за плечами, до сих пор принимает участие и побеждает в морских регатах, совершил уже два кругосветных плавания, как когда-то в 1803-06 гг. совершил первое кругосветное путешествие Иван Федорович Крузенштерн. На сегодняшний день «Крузенштерн» – учебное судно, самыми важными людьми на котором являются капитан и капитан-наставник. У каждого – своя функция, ответственная и интересная. Это люди с огромным бесценным опытом служения морю, флоту. И с кого же, как не с них, брать пример молодым курсантам, что проходят здесь свою практику. Для кого-то из них пройденная на паруснике школа является мечтой, для кого-то — случайностью. Но именно сейчас, на этапе юности, формируется их характер, предпринимаются попытки принять решение о будущей профессии. Но, наверное, желание учиться на «морского волка» всё-таки начинается с тяготения к морю, традиций семьи. Но никто не исключает, что страсть к морской стихии появится после однажды совершённого похода в отчасти суровых и отчасти романтических условиях.
А что же интересного есть на судне? Замечательно, что здесь организован уникальный в своём роде музей — сразу привлекает к себе внимание огромный глобус и портрет великого морского адмирала.
Среди многочисленных экспонатов – награды, кубки, сувениры из портов тех стран, где побывал барк, фотографии, дипломы и пожелания. Наиболее ценные из них украшают каюту капитана, впоследствии же обретают своё место в музее.
… Небо, море, мачты, беспокойные чайки и крупные фрегаты, белоснежные паруса, слаженная работа команды бравой… Что ещё нужно для счастья? Подышать воздухом свободы и, слушая рассказы целеустремлённых отважных людей, унестись в своём воображении в далёкое морское путешествие! Когда-нибудь я обязательно пойду на паруснике в море, готовая овладеть навыками юнги и лелея мечту о недостижимых пока высотах.
июль 2013 г.
Не признанья прошу, не пощады —
Лишь бы парусник резал волну!
«Крузенштерн» временам неподвластен,
Я на борт его мощный взойду!