Сегодня в зале на территории центра ПRОЕКТ_FАБRИКА при поддержки Музея кино состоялся показ публицистического фильма Дэвида Саттера «Век безумия» по его одноимённой книге «Age of delirium». Самым ценным для нас было присутствие самого автора, известного американского журналиста, бывшего московского корреспондента Financial Times.
Фильм снимался в Москве, Санкт-Петербурге, Эстонии, Литве, Новокузнецке, Шадринске (Свердловская область), Великих Луках, Кривом Роге, в деревнях Украины, на границе с Финляндией. Это рассказ о людях с их историями, в большинстве своём трагичными, когда только начинали зарождаться мысли о свободе. За два часа просмотра на меня как будто вылили такой ушат негатива, что мне было больно смотреть на то, о чём я, может быть, и подозревала, но в силу своего тогда юного возраста не могла оценить. Нет, фильм не поверг меня в депрессию, наоборот, показал, что всегда есть место борьбе за свободу, за достойную жизнь. Люди ищут смысл жизни, тем более что эта жизнь часто коротка. Но в то далёкое время те, кто пытался что-то изменить, казались ненормальными. Кто хотел чувствовать себя свободным, выглядели «сумасшедшими». Но это никуда не делось и ныне, отчего совсем как-то, мягко говоря, горестно. Я узнала про Левашовскую пустошь, про забастовку шахтёров в 1989 г. в Новокузнецке. Показательна произнесённая в фильме фраза: «Что вы добились?» — спросили их. «Ничего, но мы поняли, что мы – сила». Вот оно! Сидя на печи и закрывая или отводя глаза, ничего не изменится, а так у нас есть шанс по крайней мере «побеспокоить», поворошить улей, а там глядишь и до светлого будущего недалеко! Как думаете?
По окончании просмотра состоялась дискуссия, и по задаваемым вопросам могу дать оценку, что тем, кто пришёл сегодня, глубоко не безразлично, что нас ждёт. Интересные комментарии давал и Григорий Амнуэль. Я спросила Григория Марковича, планируется ли показ фильма в Эстонии, и видит ли он пересечение с темой книги эстонского журналиста Тармо Вахтера, на презентации которой мы побывали недавно. Ответ был утвердительным.
Фильм до сих пор не показан широкой публике (а прошёл уже год с момента его презентации), словно он не только не заинтересовал, а, как будто испугал тех, кому предстояло его демонстрировать. Уж не продолжение ли «истории» мы видим сейчас? К сожалению, формула, к которой привыкли с тех времён – иностранец не может написать правду о нашей стране и людях или снять фильм, до сих пор имеет место быть. Чтобы не мыслить устоявшимися категориями, советую посмотреть картину, найти такую возможность, вы оцените его и сделаете выводы, которые неожиданно могут стать для вас открытием.